Девятое Ава по еврейскому календарю, этот день в 2010 году наступает 20 июля. Девятое Ава вошел в историю еврейского народа как самый тяжелый день скорби и плача! Девятому Ава предшествуют 3 траурные недели по бедствиям народа. В еврейской традиции их называют "Меж Теснин” - "Бейн гамецарин” и проходят они с 17 Тамуза по 9 Ава.
Девятое Ава – это день разрушения святая святых Первого Храма и Второго Храма на Храмовой горе в Иерусалиме, это день подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, это день изгнания еврейской общины Испании.
Первый Храм, построенный царем Шломо-Соломоном и действующий в течение 410 лет был разрушен 9 Ава в 586 году до нашей эры царем Вавилона Невухаднецаром. Храм был сожжен и, как рассказывает предание, первосвященник, поднявшись на крышу горевшего Храма, подбросил в небо ключи Храма, возвращая их Всевышнему, а с небес опустилась ладонь и приняла ключи.
Второй Храм был разрушен римлянами 9 Ава 70 году нашей эры. Второй храм существовал 420 лет. А после подавления восстания Бар-Кохбы, которое тоже произошло 9 Ава Храмовая гора была расчищена и вспахана. Восставшие выступали против политики по насильственной ассимиляции евреев, против их планов превращения Иерусалима в римский город, против переноса Второго Храма с Храмовой горы, против строительства на Храмовой горе Капища Юпитера. После разгрома восстания 100 000 евреев были распяты на крестах, сотни тысяч проданы в рабство. Император Андриан, совершивший эти злодеяния велел разрушить Иерусалим и вспахать Храмовую гору, и по указанию священников церквей храмовая гора стала обязательным местом свалки мусора для своих прихожан. Это произошло 9 Ава в 136 году нашей эры.
Знаменитый религиозный мыслитель, философ, врач, астроном и математик, глава еврейской общины Египта Моисей Бен Маймон–Рамбам ( 1135-1204г.) так определил законы о храме: Тора предписывает построить Всевышнему Храм, предназначенный для совершения в нем жертвоприношений, и приходят в него в праздники 3 раза в год. В Торе подробно описан Мишкан, временный Храм, Того, Кто это повелел.(1:1) Тора предписывает испытывать благоговейный страх перед Храмом. Но не самого Храма ты боишься, а Того, Кто это повелел.(7:1) Несмотря на то, что сегодня Храм пребывает в разрушении из-за наших грехов, каждый человек обязан испытывать перед ним благоговейный страх точно также, как в те дни, когда Храм стоял в полном великолепии. Поэтому никто не имеет права зайти дальше, чем разрешается, или сесть на территории Храмового двора, или вести себя легкомысленно напротив места, где стояли восточные ворота. Ибо в Торе сказано: "Субботы мои соблюдайте и Святилища моего бойтесь” – как соблюдение субботы навсегда, так и боязнь Храма навсегда. Потому что несмотря на то, что он разрушен, он остается в своей святости.(7:6)
В Тегелиме ( 137:5,6) Мы читаем такие строки : " Если забуду тебя, Иерусалим, да онемеет десница моя! Да прилипнет язык мой к небу, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим во главу веселья моего!”
Разрушенный Храм – это веками не заживающая рана в душе еврейского народа. В память о разрушенном Храме появились многие детали быта. Например, во время помолвки принято разбивать тарелку и глиняный горшок, во время свадьбы жених, стоя под купой разбивает стакан. Фата еврейской невесты не содержит золотых и серебряных нитей. Женщины еврейки не надевают сразу весь комплект украшений. В будничные трапезы стол не украшается и сама трапеза не сопровождается пением и игрой на музыкальных инструментах. В домах евреев можно увидеть напротив двери не забеленный кусок стены размером 50 см на 50 см, как память о разрушенном Храме.
Траур по разрушению Храма начинается Постом 17 Тамуза ( 29 июня в 2010 году). Пост открывает время скорби. В эти 3 недели не устраивают свадьбы и праздники с танцами и музыкой, не покупают и не надевают новую одежду, не поют, не слушают веселую музыку, не стригут волосы. С первого Ава траур усиливается - евреи не купаются в море, не стирают белье, не едят мяса и не пьют вина. Траур прерывается только на субботу, когда вступают в силу ее законы, и можно есть мясо и пить вино. Последнюю субботу перед 9 Ава называют субботой видения – шабат хазон, потому что в синагогах в эту субботу после чтения Торы читают главу из книги пророка Иешагу ( 1:1 -27) с первым словом Хозон… В этой главе пророк призывает к покаянию, как к залогу избавления от греха. Главный день траура – Девятое Ава. В этот день кроме основных запретов также не изучают Тору, так как Тора – источник радости.
В ночь на Девятое Ава в синагогах и у стены плача верующие сидят на полу или на низких скамеечках, читают книгу Эйха и Киноты – "пиюты плача". Книга Эйха, написанная пророком Йирмеяу - это плач по разрушенному Храму, плач по Иерусалиму, по Иудее. А в пиютах плачах, читаемых после неё идет повторение рефренов: " Ой, что случилось с нами …”, "В эту ночь будут сокрушаться и стенать мои дети . В эту ночь был разрушен Мой Храм и сожжены Мои дворцы. И весь Дом Израиля проникается моей скорбью…” "Доколе будет плач…”
День Девятого Ава должен был стать Днем освобождения, Днем прихода Мошиаха с скрижалями завета, с заповедями, высеченными рукой Всевышнего. Но еврейский народ не смог провести предшествующие Девятову Ава 40 дней ожидания на необходимом духовном уровне и был наказан. Эти дни стали днями траура и поста. Как известно, от первого Храма сохранилась западная внешняя стена – Коттель – Стена плача, как ее называют народы мира.
На экскурсиях по Иерусалиму гиды часто рассказывают легенду о Стене плача. Так, по легенде царь Шломо–Соломон разделил все работы по отделке и строительству внешних стен между всеми слоями общества, чтобы каждый чувствовал, что Храм – это достояние всех. Южную стену строили представители знати, северную - купцы, восточную - коины и левиты, а западную - бедняки. Все представители общественных слоев, кроме бедняков вложили средства в строительство, наняли рабочих из других стран, которые и построили стены. А бедняки иудеи строили свою западную стену сами. И когда строительство было закончено с небес раздался голос Всевышнего: "Собой клянусь, что Западная стена будет стоять вечно и Шхина Моя не отойдет от неё.” Шхина – это присутствие Всевышнего. Западную стену Храма избрал Всевышний местом своего пребывания на земле.
Коттель – Стена плача, возле которой евреи оплакивают погибший Храм и просят о милости Всевышнего к святой земле и её народу.
Коттель – стена у которой, читая молитву Шма Исраэль, евреи просят о милости к стране Израиль и о скором приходе Мошиаха, о милости и благословлении на решение многих проблем в жизни.
Коттель – стена надежды на самую близкую духовную связь со Всевышним и её благодатное влияние на нашу жизнь.
У стены плача - у Коттеля евреи молятся о восстановлении Храма, и верят , что с приходом Мошиаха и восстановлением Третьего Храма придет полное освобождение из изгнания, из галута.
Девятого Ава эти молитвы особенно трагичны, их читают сидя на земле, без талитов и тфилинов, читают шепотом. Девятого ава евреи также как и любой другой день ждут, когда Всевышний пошлет окончательное и полное избавление и возможность в полный голос радоваться жизни. Статью подготовила Рахиль Использованы книги Тегелим, Пророки, Еврейские традиции.