День Лаг Баомер приходится на 18 Ияра по
еврейскому календарю или на 33 день отсчета Омера. 33 – это сочетание
букв Ламед ( числовое значение 30) и Гимель (числовое значение 3),
что видно из названия праздника Лаг. Омер - так называется на иврите
мера зерна ячменя, которую на второй день Песаха в месяц Нисан - месяц
созревания ячменя в стране Израиль, следовало принести в жертву в
Иерусалимский храм. Омер из первого сжатого снопа приносили в храм и
пока не был сжат первый сноп не начинали жатву зерновых и не ели хлеб
нового урожая.
В период Иерусалимского храма эта была очень
торжественная церемония: сноп собирали после захода солнца, обмолачивали
так, чтобы зерна оставались целыми, зерна в медной посуде с мелкими
отверстиями сушили на огне, высушенные зерна мололи на ручной мельнице
для получения мелкого помола, 13 раз просеивали через сито и чистый
хлебный дар приносили на жертвенник.
Начиная со 2 дня Песаха –
16 нисана начинался отсчет дней Омера – 49 дней от Праздника Песах –
праздника освобождения из Египетского рабства до праздника Шавуот –
праздника жатвы, праздника первых плодов, праздника завершающего
Песах, праздника завершающего собрания, подводящего итог чуду
освобождения. Этот ежедневный отсчет - заповедь Торы. Она обращена к
каждому еврею. Еврейские мудрецы объясняют, что смысл этой заповеди в
том, чтобы полнее ощутить связь между физическим освобождением из
рабства и дарованием Торы у горы Синай, ставшим духовным освобождением.
Согласно
Кабале, находясь в Египте евреи опустились на 49 ступеней духовной
нечистоты. И каждый день свободы до дня дарования Торы поднимал народ на
одну ступень, очищал от язычества, приближал к Всевышнему. Дни отсчета
Омера омрачены печалью в силу исторических событий. Соблюдаются
отдельные элементы траура в память о 24 000 учениках рабби Акивы,
поддержавшем восстание Бар-Кохбы против римского владычества в Эрец
Исраэль в 12 веке. Они умерли или погибли в эти дни от эпидемии или в
этой борьбе.
Поэтому в эти дни соблюдаются отдельные элементы
траура. Евреи не стригутся, не устраивают свадьбы, не надевают новый
костюм, не покупают фрукты нового урожая. Время между двумя омерами 7
недель евреи называют периодом трепета и надежды – надежды на урожайный
год. Но на 33 день Омера наступает день перерыва – Лаг Баомер – праздник
Лаг Баомер. Траурные ограничения отменяются и все веселятся от души.
Евреи кабалисты и верующие поднимаются в ночь на гору Мерон, чтобы
посетить могилу рабби Шимона бар Иохая (Рашби) – лучшего ученика раббм
Акивы, жившего со своими учениками после поражения в Иудейской войне у
горы Мерон.
Шимон бар Иохай написал книгу ЗОАР – основу учения
кабалистов и умер в Лаг Баомер. По преданию в комнате, где он скончался
стоял огненный столб и над горами раздался голос:" Вставайте и
собирайтесь на большое веселье к рабби Шимону бар Иохаю”. С тех пор в
этот день по всей стране принято зажигать костры и веселиться, потому
что душа праведника унеслась в рай на строках книги ЗОАР "…. и
благословил Господь жизнь навсегда.”, а мир наполнился светом его книги
ЗОАР - в переводе с иврита Сияние.
Согласно
обычаю в этот день едят плоды рожкового дерева, которыми питался рабби и
его сын, прячась от римлян в пещерах в течение 13 лет. По легенде о
восстании Бар-Кохбы в этот день 33 Омера одержала крупную победу в одном
из сражений с римлянами. И в память об этом в праздник Лаг Баомер не
работают учебные заведения в Израиле, детей вывозят на экскурсии в
парки и сады, организовывают с ними игры, соревнования по стрельбе из
лука, эстафеты, рассказывают о восстании Бар-Кохбы. По инициативе
Любавического Ребе по всему еврейскому миру распространился обычай
устраивать в Лаг Баомер детский парад с последующей программой
развлечений.
Существует также давняя традиция приводить
трехлетних детей к могиле рабби Шимона , чтобы здесь их впервые
постричь. В Лаг Баомер можно устраивать свадьбы. С 2004 года в Лаг
Баомер в Израиле также отмечается день милуимника – день резервиста
Армии обороны Израиля.