Время всех еврейских праздников начинается с вечера предыдущего дня, в связи с тем, что время начала суток определяется не как в Григорианском календаре с 24 часов, а с захода солнца, то есть в 18-19-20 часов.
Еврейский календарь основан на лунном и солнечном циклах: новый месяц наступает по лунному календарю с рождением новой луны. В связи с тем, что продолжительность синодического месяца (промежуток времени, соответствующий периоду лунных фаз) составляет 29 суток 12 часов 44 минуты и 2,9 секунды, месяц еврейского календаря состоит из 29-30 дней. В календарном лунном годе 354 дня или на 11 дней меньше, чем в календарном солнечном году. Поэтому, в течении каждых 19 лет к лунному году 7 раз добавляют по одному месяцу. Этим дополнительным месяцем или тринадцатым в году считается месяц Адар. Он прибавляется к 3-му, 6-му, 8-му, 11-му, 14-му, и 19-му году 19-ти летнего цикла.
Рош ха-Шана - Новый год наступает 1-го Тишрея, в этом году это вечер 16 сентября 2012 года. Рош ха-Шана буквально переводится Голова Года - и как жизнь человека зависит от головы, так и начало года дает возможность каждому прожить этот год. И это решает Всевышний в Рош ха-Шану.
Поэтому Рош ха-Шана - еврейский Новый год - день суда Всевышнего над всеми его творениями. Считается, что именно перед Новым годом Всевышний доступен каждому человеку, и можно обратиться к нему со своими просьбами и удостоиться его помощи. Конец года, и каждый дает отчет! Поэтому месяц Элул (август-сентябрь) - месяц милосердия и раскаяния - месяц "Слихот" - месяц просьбы о прощении впредверии Нового года.
В Талмуде говорится " ... 3 книги человеческих судеб открыты в Рош ха-Шану: в одну из них заносятся имена тех, кто признан полностью виновным; в другую - тех, кто полностью оправдан; в третью - тех, чья судьба не определена. Полностью оправданные записываются в Книгу жизни, запись эта скрепляется печатью, и они удостаиваются жизни (в наступающем году), признанные виновными записываются в Книгу смерти, запись скрепляется печатью и в наступающем году им суждена смерть. Те же, чья судьба не определена получают отсрочку от Рош ха-Шаны до Йом Кипура. Если они раскаянием заслужат жизнь, то будут записаны в Книгу жизни; если не заслужат, поскольку не раскаялись, - в книгу смерти".
Мудрецы говорили, что на этом суде решается судьба человека не в будущем мире, а именно в этом мире. Все его дела взвешиваются на весах правосудия Всевышнего и выносится приговор: наградить или покарать.В день суда решается и судьба государств и народов, и по их деяниям выносится приговор: каким из них суждена война, кого ждет голод, а кого изобилие.
Почему день суда назначен на 1-е Тишрей? 1) В этот день по Талмуду был сотворен первый человек 2) В день своего сотворения человек согрешил. И тогда Всевышний ему сказал, "что то что случилось с тобой, распространится на твоих потомков. Так же, как ты предстал передо мной в этот день, и я оправдал тебя, и потомкам твоим суждено представать передо мной в этот день, когда я вершу справедливость, и я буду оправдывать их."
Рош ха-Шана - дни трепета и надежды! Он начинается с зажигания свечей. В этот день каждому желают хорошего нового года, и чтобы близкие и родные были записаны на счастливый год в Книгу жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью. В этот день перед едой ломоть хлеба обмакивают в мед, принято есть яблоко с медом, чтобы новый год был счастливым и сладким как мед. На стол принято ставить овощи и фрукты: финики, гранаты, морковь, а также голову рыбы. Не едят кислого и горького, не едят орехи.
В этот день каждый старается услышать звуки шофара - бараний рог. В него трубят во всех синагогах. Рош ха-Шана называется в Торе "днем трубных звуков", а момент трубления в шофар является центральным в службе. Согласно заповеди Торы, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслированный с помощью электроники. Это должен быть правильно исполненный и благословленный звук настоящего шофара, сделанного из бараньего рога. Трубление в шофар в Рош ха-Шана включает в себя три различных вида звуков: 1. Ткия - длинный, протяжный звук - аккомпанемент коронации Творца. 2. Шварим - три звука средней продолжительности, напоминающие стоны - олицетворяет горький плач еврейского сердца, жаждущего воссоединения с Творцом, роста и новых достижений. 3. Труа - последовательность из девяти коротких звуков с небольшими интервалами между ними.
В конце второго дня евреи идут к воде (море,река, и пр.), читают там молитвы и отряхивают одежду (ее полы) как будто бы сбрасывают в воду все свои грехи, чтобы начать новый год в чистоте и святости.
Десять дней раскаяния начинаются в Рош ха-Шана и заканчиваются Йом Кипуром - праздником всепрощения. 3-го Тишрея или на 3-й год нового года соблюдается пост Гедальи - в память о главе еврейской общины Эрец Исраэль, убитого после разрушения Первого Храма. Накануне Йом Кипура проводят Капарот - обряд очищения от грехов: петуха или курицу, деньги в кульке держат покручивая над головой человека, а затем режут и готовят ему, а деньги передают на пожертвование (цдака).
На кануне Йом Кипура праздничная трапеза это радость и это вера в безграничное милосердие Всевышнего. А вечером обязательно зажигается свеча в память о близких, ушедших из этого мира. А затем в определенное время зажигаются свечи в честь праздника. Перед зажиганием свечей начинается пост, который длится чуть более суток, с захода солнца 9-го Тишрея до появления звезд вечером следующего дня. Нельзя есть и пить, умываться и носить кожаную обувь. В этот день в синагогах произносят поминальную молитву "Изкор", а также молитвы "Коль Нидрей" - первая молитва Йом Кипура и "Неила" - последняя молитва на закате солнца перед концом поста. Эта молитва "закрывания ворот", когда можно обратиться к Всевышнему с последними просьбами.